С 24 по 28 ноября в Москве пройдет третий международный фестиваль современной хореографии Context. Diana Vishneva. В его рамках состоятся мастер-классы, лекции, кинопоказы и, конечно, выступления зарубежных и российских танцевальных коллективов. В дни открытия и закрытия на сцену выйдет и арт-директор фестиваля — знаменитая балерина Диана Вишнева, выступлений которой поклонники ждут с особым трепетом.

В преддверии масштабного культурного события сайт HELLO.RU поговорил с известными людьми об их отношении к классическому балету и современной хореографии. Анастасия Стоцкая, Юлия Ковальчук, Агния Дитковските, Анастасия Винокур, Влад Соколовский, Лукерья Ильяшенко, Евгений Папунаишвили, Андрей Чадов реализуют себя в самых разных профессиональных сферах, но всех их объединяет одно обстоятельство — любовь к искусству танца, которая уже много лет вписана в контекст их творческой жизни.

Анастасия Стоцкая

Анастасия Стоцкая

— Я певица, актриса мюзикла — без танцевальной составляющей в моей профессии не обойтись. А началось мое знакомство с танцами в 4 года, когда мама отвела меня в ансамбль «Барвиночек». Затем был ансамбль «Кияночка» (мы тогда жили в Киеве), где я занималась классическими, народными танцами. Переехав в Москву, начала посещать хореографическую студию при Театре Луны, здесь я уже изучала основы джазового танца. Даже помню, собиралась поступать в ансамбль Игоря Моисеева, правда, к сожалению, когда я приехала в 11 лет из Киева, возрастная группа уже была набрана. В свое время я хотела поступать в хореографическое училище, но все-таки оставила эту затею, трезво оценив, что достаточно ленива, чтобы посвятить жизнь этой нелегкой профессии. Понимала — это колоссальный труд.

Мне безумно нравятся современные танцы, но они мне не так удаются, я же больше занималась классическими, народными, джазом. Люблю смотреть, как танцует молодежь, в полном восторге, когда это ярко, смело, профессионально.

Что касается балета, то, честно говоря, я была на нем последний раз давно, когда носила под сердцем своего первенца Сашеньку. Меня тогда пригласил Коля Цискаридзе на «Лебединое озеро», где он исполнял партию Черного Лебедя. Поразительно танцевал! Вообще большая часть балетных спектаклей была просмотрена мною в детстве, в студенчестве, пока я училась в театральном институте. Сейчас, к своему стыду, в силу занятости сложно найти время посещать театры. Стараюсь выкраивать время, особенно приятно приходить на спектакли по приглашению коллег. Мечтаю попасть на балет в главном здании Большого Театра.

На фото с Ликой Рула

Из артистов балета мне очень нравится Михаил Барышников, всегда восхищалась примой Майей Плисецкой, из молодых мастеров — Дианой Вишневой. Умение человека владеть своим телом — это невероятно красиво, притягательно и, что немаловажно, полезно для здоровья и молодости. Движение — это жизнь! Красивое движение не может не нравиться. Не каждому дано это непростое, сложнейшее искусство.

К сожалению, на фестивале Дианы Вишневой Context я пока не была, но очень хотела бы пойти. Знаю, это уникальное пятидневное великолепие синтеза танца и театра. Видела некоторые фрагменты выступлений Дианы по телевизору. Бальные танцы для меня — это что-то невероятное! Представляю, сколько сил и труда (и стертые в кровь ноги балерины!) стоит каждое изящное па. По большому счету, неважно, чем занимается человек, главное — мне как зрителю необходимо чувствовать душу творца, переживать настоящие эмоции. Мало просто владеть мастерством танца, гораздо ценнее — когда ты своим телом способен рассказать некую историю. Это магия, то, что называют божьим даром. И Диана одна из таких. Поцелованных Богом.

 

Анастасия Винокур

Анастасия Винокур

— Моя мама (Тамара Винокур-Первакова, в прошлом артистка балета. — Ред.) танцевала в музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, и поэтому балет присутствовал в моей жизни с самого детства, уже тогда все свободное время я проводила за кулисами. В 5 лет я выходила на сцену в роли маленькой Эсмеральды — помню, за это мне платили один рубль, что по тем временем было большой суммой. Мне всегда очень нравилось танцевать, я танцевала везде и всюду, под любую музыку! Поэтому мой выбор профессии был предопределен — на самом деле выбора и не было, несмотря на то, что параллельно я занималсь большим теннисом и фигурным катанием.

В итоге гимнастика и балет взяли свое. Когда мне было 8, мама отдала меня в МГАХ (тогда еще МАХУ), и понеслось: 3 года «подготовительной» учебы в училище, потом 8 лет настоящих каторжных трудов в Московской государственной академии хореографии. Выпуск и Большой театр, и вот уже 13-й сезон!

Однако я люблю не только классический балет, но и современные танцы, которые не так давно пришли к нам, стали востребованы и понятны нашему зрителю. Мне очень нравятся новые направления, особенно contemporary — в нем много свободы для тела и души. Я очень люблю участвовать в современных постановках и по возможности смотреть их на сцене, хотя из-за плотного графика выбраться вечером в другие театры бывает сложно. Иногда могу добежать до родных стен театра Станиславского — благо он находится по соседству; иногда хожу на спектакли заграничных коллег, которые приезжают к нам в Большой.

А особенно я люблю фестиваль «Черешневый Лес» — там всегда много новых интересных современных постановок. Ну и, конечно, люблю ежегодный Kremlin Gala «Звезды балета XXI века», в котором я и сама участвовала три раза. Сейчас мне особо интересен фестиваль Дианы Вишневой Context — в этом году я не смогу его посетить из-за грядущего пополнения в нашей семье, а вот в следующем схожу с удовольствием.

 

Юлия Ковальчук

Юлия Ковальчук

— Танцы — невероятно значимая часть моей жизни, поскольку 25 лет я посвятила занятиям хореографией. Сначала это было на уровне кружка, но в итоге превратилось в одну из моих профессий. Именно танцы дают мне огромную энергетическую разрядку и возможность максимально самовыразиться. Несмотря на большое количество времени и нервов, которые забирают танцы, я всегда получаю от них целый спектр приятных ощущений и незабываемых эмоций.

История моего знакомства с этим видом искусства очень забавная. В детстве я занималась художественной гимнастикой. В нашем кружке каждые полгода ребенок должен был ставить номер из всех пройденных элементов, которым нас обучили педагоги. Но для меня это выступление было не просто стандартным набором. Мне нужно было, чтобы мама сшила платье для выступления, подобрать музыку, связать красиво все танцевальные элементы — все для того, чтобы получилось целое представление. И в очередной раз, когда я выступала вся такая красивая, в расшитом купальнике под Патрисию Каас, к маме подошел мой педагог по художественной гимнастике и сказал: «Девочка у вас хорошая, но, может быть, ей все-таки не художественной гимнастикой заниматься, а танцами?»

Было мне на тот момент годиков 5. Затем случилась череда событий: я получила травму на художественной гимнастике, из-за чего решила оставить спорт, а после этого самостоятельно без мамы пошла и записалась в кружок народных танцев. Маму поставила просто в известность, что теперь я буду посещать танцы, макраме, театральный кружок и занятия по английскому языку. Мама улыбнулась и сказала: «Хорошо!»

Именно с этого времени я и начала заниматься танцами. Позже стало понятно, что в большей степени меня привлекает современная хореография, на которую я начала ходить параллельно с народными танцами. Уже в 16 лет я создала свой первый танцевальный коллектив, и благодаря мудрости родителей, которые отпустили меня, молоденькую девочку, в Москву, я попала в «Университет культуры и искусств» на факультет эстрадной хореографии.

Что касается классического балета, то его я полюбила, будучи студенткой. Я посетила постановку «Жизель» в Большом театре и по-настоящему прониклась профессионализмом наших балетных танцовщиков, которые безоговорочно занимают самую высокую позицию в мире. Мне, безусловно, ближе современный балет. 

На сегодняшний день в России много невероятно талантливых хореографов и исполнителей, меня это очень радует, так как я невероятно сильно люблю современный балет. И своего ребенка я обязательно отдам в танцевальную студию, не для профессиональных целей, а потому, что танцы формируют все самое прекрасное: любовь к музыке, чувство ритма, такта, осанку и многое другое.

Эталоном как в мире балета, так и в мире мужчин в балете, для меня является Михаил Барышников. В Михаиле есть неповторимое сочетание профессионализма на сцене и, если можно так сказать, человеческого профессионализма. Он делает невероятные шаги в каждом из тех творческих направлений, в которых себя реализует.

О фестивале Дианы Вишневой я много слышала и очень хотела бы побывать, но, к сожалению, из-за плотного рабочего графика пока это не удавалось. Сложно загадывать, удастся ли в этом году посетить мероприятия фестиваля — я очень постараюсь.

 

Евгений Папунаишвили

Евгений Папунаишвили

— Мне было лет пять, когда мама привела меня заниматься в Дом культуры «Салют» — тогда я впервые попал в класс классического танца. Помню, как стоял у станка в дурацких шортиках и колготках, старательно тянул носочек. Прозанимался год, а потом понял, что мне это скучно. И меня перевели в соседний зал, где тоже занимались танцами, но более активными. Параллельно я играл в футбол и реально болел этим. Однако в итоге все-таки выбрал танцы — понимал, что у меня большой потенциал в этой области, а в футболе не чувствовал, что у меня что-то получается. 

Лет, наверное, в десять я стеснялся своего увлечения, поэтому говорил, что занимаюсь только футболом. Думаю, тогда на меня влиял сложившийся в России стереотип о том, что танцы — удел девчонок. Позже я осознал, что это серьезнейший вид спорта, требующий невероятных усилий и огромного терпения. И когда в 14 лет я начал зарабатывать свои первые деньги персональными занятиями, я начал собой гордиться.

Я восхищаюсь такими танцорами, как Алан Торнсберг, Хоакин Кортес, Эдди Торрес, и артистами балета — Николаем Цискаридзе, Михаилом Барышниковым, Рудольфом Нуриевым. И, конечно, я всегда восхищался Майей Плисецкой — светлая ей память.

Люблю ходить на балет — на современный и классический, но получается не так часто. Поэтому рад, что Диана Вишнева снова проводит свой фестиваль Context. Diana Vishneva — с удовольствием посмотрю современные постановки, которые она привозит в этом году.

 

Лукерья Ильяшенко

Лукерья Ильяшенко

— С четырех лет я занималась художественной гимнастикой, затем — бальными танцами. Когда я была постарше, в нашей семьей случилось горе — не стало отца. Мама много работала, и, чтобы я не моталась по улицам, она отправила меня в балетное училище. Первый год я нещадно прогуливала — во-первых, у меня был стресс, связанный с уходом отца, а во-вторых, меня взяли в группу уже хорошо подготовленных девочек, и я за ними не успевала. На второй год у меня начало получаться, и сразу появилась огромная мотивация продолжать занятия. В итоге я стала одной из немногих наших выпускниц, которые пришли в балет — после училища меня взяли в труппу «Российского имперского балета».

Сейчас я уже не занимаюсь этим профессионально, но для меня до сих пор классический балет остается самым лучшим фитнесом. Я искренне считаю, что балетная классическая нагрузка — это идеальный вид нагрузки для женского тела. На мой взгляд, ничто не развивает тело женщины так гармонично, как классический балет.

Как правило, я хожу смотреть только классические балетные постановки, но с удовольствием бы посмотрела и современные на фестивале Дианы Вишневой Context. Заниматься мне нравится не только балетом, но и современными танцами — периодически танцую джаз в группе талантливого педагога Ани Богославской.

Кроме того, недавно я завершила съемки в фильме «Танцы насмерть» — это постапокалиптическая история про танцы, для которой мне нужно было освоить современные направления, микс вакинга, вога, фанка и других. Это действительно чрезвычайно тяжело, хотя, конечно, это не требует классического образования. Но я вам скажу: эти танцы не идут ни в какое сравнение с классическим балетом.

Лукерья Ильяшенко

Мой единственный кумир — это Майя Михайловна Плисецкая. Я всегда ею восхищалась, перечитала все ее мемуары. Она для меня — яркое доказательство того, что балет — это не художественная гимнастика. В балете главное — не техническая составляющая, и Майя Михайловна всегда об этом говорила. Она всегда была прежде всего артистом балета, ведь артист балета называется так не зря. Никогда нельзя забывать, что балет — это в первую очередь драматическое искусство.  

 

Андрей Чадов

Андрей Чадов

— К тому, чтобы стать актером, я пришел через танцы: когда был маленьким, увидел клип Майкла Джексона и захотел научиться танцевать так же. Мы с братом пошли заниматься в детскую танцевальную студию, а она была при актерской детской школе – так мы и начали танцевать и изучать драматическое искусство. Сейчас я уже не танцую, но продолжаю восхищаться Майклом Джексоном, легендами балета Майей Плисецкой и Михаилом Барышниковым, а из современных исполнителей выделаю Сергея Полунина и Диану Вишневу. Ее фестиваль Context. Diana Vishneva мне очень интересен, планирую посетить его в этом году.

 

Агния Дитковските

Агния Дитковските

— Для меня танцы — это эффективная и скорая помощь при депрессии. Человек, который занимается этим видом искусства, позитивен и всегда находится в хорошей форме. Сама я начала активно танцевать на проекте «Танцы со звездами», отдавала занятиям практически все свободное время. Надеюсь, это занятие останется в моей жизни навсегда. 

Классическим балетом не увлекалась, но в этом году, наверное, этому суждено случиться. Очень люблю Пину Бауш. Смотрела ее спектакли в Москве во время фестиваля имени А. П. Чехова.

 

Влад Соколовский

Влад Соколовский

— В моей творческой жизни танцы играют одну из важнейших ролей. Я обожаю этот вид искусства, для меня это больше удовольствие, чем профессиональная необходимость. Мне кажется, ими я буду заниматься до тех пор, пока смогу двигаться.

А танцевать я начал с раннего детства, лет с 2-3, поскольку видел, как это делают мама и папа. Сначала они меня понемногу учили, с 7 лет я стал заниматься классикой, окончил школу искусств. После этого пошел учиться в студию TODES, а позже стал там работать.

В основном я интересуюсь современной хореографией. Люблю пересечения стилей: джаз-модерна, contemporary и подобных направлений. И естественно, хип-хоп — во всех его проявлениях. Что касается балета, то его я тоже люблю. В прошлом году посмотрел постановку «Щелкунчик» с участием Николая Цискаридзе. Первый раз увидел его вживую на сцене — зрелище абсолютно потрясающее, Николай поистине крутой солист. Очень красивый спектакль, если кто-то еще не был, настоятельно советую — хотя бы для того, чтобы расширить кругозор и прикоснуться к большому искусству.

Среди моих кумиров в балетном мире, безусловно, — Михаил Барышников. Если говорить о современной хореографии, то когда-то это был WADE J. ROBSON, я очень часто смотрел его программы. Огромное количество хореографов, которые ставили танцы для фильма You Got Served («Танцы улиц»), где снималась группа B2K, Omarion и многие другие. Потом я начал наблюдать за творчеством Майкла Джексона, с которого все и началось, Ашера, Джастина Тимберлейка, Криса Брауна. На данный момент есть реально очень крутые ребята, мастера, такие, как Ben Martin, Shaun Evaristo, Lyle Beniga и другие.

У нас в России также есть огромное количество потрясающих хореографов, педагогов. Из балета TODES это, безусловно, Алла Духова, Денис Бугаков, Андрей Брыканов и многие другие. Потом есть ребята, с которыми я сам постоянно сотрудничаю, чьи постановки мне действительно нравятся, за кем я слежу: Артур Разумейко, Максим Нестерович, Алексей Радченко, Алексей Альбуров, Гарик Рудник.

Что касается фестиваля Context Дианы Вишневой, я на нем пока не был. Честно говоря, мало о нем слышал, но исправлю это упущение — спасибо HELLO.RU за отличную идею!

Напомним, третий международный фестиваль современной хореографии Context. Diana Vishneva пройдет в Москве с 24 по 28 ноября.

Текст:
Анастасия Фанышева

Текст:
Анастасия Быкова

Фото: Дмитрий Исхаков, Дмитрий Шелухин, Вадим Гортинский, Мария Гуськова, Тая Невская, Юрий Богомаз, Лара Бардина, Ксения Малина

Источник