Все праздники знаменитый пианист Денис Мацуев привык отмечать на сцене. День святого Валентина не станет исключением — 14 февраля в Барвиха Luxury Village при поддержке ювелирной компании Mercury состоится концерт знаменитого пианиста. Накануне этого события HELLO! поговорил с Денисом о разнице русской публики и американской, для которой он недавно выступал, а также о романтизме на сцене и романтике в реальной жизни.

Денис, День всех влюбленных — сравнительно новая традиция для нашей страны. Как вы к ней относитесь?

Безусловно, это очень романтический праздник. Сейчас романтизм, к сожалению, уходит из нашей жизни. Но я — человек, который играет преимущественно романтическую музыку, поэтому День святого Валентина мне очень близок. Я выношу на сцену свои чувства, свои отношения и, скажем так, свой любовный контакт с произведением. Для меня общение с публикой — это как ухаживание за девушкой, понимаете? Вы ищете контакт, подход, вы признаетесь в любви — как девушке, так и публике, так и произведению. Вот почему в этот вечер я буду играть то, с чем выхожу на сцену уже больше 20 лет…

Что-то, особенно вам дорогое?

Да, Третий концерт Рахманинова. Это, наверное, король всех фортепианных концертов — самый романтический и трогательный, несмотря на свою монументальность. Первая тема — это признание в любви. Я исполнял ее больше 200 раз по всему миру. И всегда — как будто впервые. Казалось бы, наипростейшая тема, но в этом и есть вся сложность — сыграть как можно проще. Когда ты признаешься в любви, ты тоже не должен специально искать какие-то слова, ты должен говорить о том, что у тебя на душе. Я уверен, что в зале будет много людей, которые любят друг друга, и надеюсь, что это произведение их вдохновит.

Как вы считаете: публика в «Барвихе» отличается от обычной российской публики?

Нет, я не делю своих слушателей на «разные залы», потому что знаю огромное количество людей, которые ходят на все мои концерты — и в Зал имени Чайковского, и в Мос­ковский Дом музыки, и в Большой зал Консерватории, и в «Барвиху». Некая «элитарность» этого места, которое якобы только для богатых, — неправда абсолютная. Я там неоднократно играл, там очень хорошая акустика, блестящая атмосфера, и публика туда ходит абсолютно разная.

Концерт Дениса Мацуева в Московской консерватории имени П. И. ЧайковскогоПочему вы решили играть в сопровождении Государственного оркестра имени Евгения Светланова?

Это мои друзья, один из лучших коллективов страны. А Александр Сладковский — один из самых ярких дирижеров нашего поколения. Мы с ними уже играли во многих городах мира, я их приглашаю на все свои знаковые мероприятия.

Недавно у вас с огромным успехом прошли концерты в Карнеги-холле, потом в Канаде. Расскажите о своих впечатлениях.

Ежегодный американо-канадский тур стал для меня традицией. В этом году я сыграл юбилейный десятый сольный концерт в Карнеги-холле. Это, конечно, уникальный зал, «намоленный», с неповторимой историей. Он пропитан русской музыкой, русской культурой. Открывал его Петр Ильич Чайковский, а рекордсмен по количеству выступлений в этом зале — Сергей Васильевич Рахманинов. Сложно объяснить словами, что происходит, когда энергия трехтысячного Карнеги-холла направлена на одного пианиста на сцене. Для меня особая гордость, что который год подряд зал переполнен, ведь собрать аншлаг в Карнеги-холле — серьезное достижение для любого артиста. Мне очень хорошо и легко игралось с первых нот. Здесь мгновенно находишь контакт с публикой, не приходится пробивать какую-то стену…

Неужели вы до сих пор с этим сталкиваетесь?

Скажем так… Чем публика в Америке отличается от российской? Если ты приехал в США и у тебя триумф, прекрасная пресса, то так будет и дальше. После первого же успеха идет взлет. А у нас все совершенно по-другому. Каждый раз, когда ты выходишь на сцену, тебе нужно доказывать, что ты искренен, доказывать свою любовь. Я отдал этому 20 лет минимум. Мне пришлось объездить больше 100 городов — в Екатеринбурге я был 28 раз, в Перми — 23. Были и плацкартные вагоны, и концерты без гонораров. Только так! По-другому у нас в России невозможно. Я удивляюсь, когда молодые музыканты хотят, чтобы у них с первых же выступлений были большие гонорары, особый райдер. Российская публика — втройне сложная. Зато если у тебя завязался с ней настоящий роман, то это надолго.

Американцам удалось вас чем-то удивить на этот раз?

Сейчас я уже могу раскрыть один секрет, правда, не до конца. После концерта в Карнеги-холле ко мне подошел молодой человек, который оказался родственником знаменитого пианиста Владимира Горовица. И кое-что мне подарил. Я еще не могу сказать, что именно, но его подарок меня буквально ошеломил. Такое же потрясение я пережил в Театре де Шанз-Элизе в Париже в 2005 году, когда ко мне пришел внук Рахманинова и подарил неизвестные партитуры своего гениального деда. Так что недавний тур стал абсолютно судьбоносным: я приобрел нечто крайне важное — не только для меня лично, но и для всего мира фортепианной музыки.

День святого Валентина все стараются провести с любимыми людьми. Есть ли у вас на этот вечер не только творческая, но и личная программа?

Я все ключевые праздники отмечаю на сцене. И Новый год, и день рождения, и День влюбленных. И на сей раз исключения не предвидится. Но то, что начнется после концерта… Конечно, я готовлю свою программу, и конечно, я не буду о ней рассказывать. Тем более что это сюрприз!

Текст:
Екатерина Прянник/HELLO!

Фото: Архивы пресс-служб

Источник