Наш колумнист и «старший» по рубрике «Психология» Митя Фомин пишет колонки о самых разных проблемах, которые могут коснуться каждого. Это и трудности воспитания детей, и необходимость пережить потерю близкого человека, и многое другое. Как правило, анализируя ситуации, Митя для наглядности приводит в пример истории публичных персон.

Сегодняшний пост — исключение. Проблема, которую Митя поднимает в этот раз, касается очень узкого круга людей и большинству наших читателей она, к счастью, не близка. Так что этот материал поможет не в борьбе с собственными демонами, а, скорее, в понимании тех, кого мы любим и называем звездами. Митя Фомин

— Мы любим артистов за их незаурядность, за их талант, за их смелость на сцене, за их кураж. Но как часто наши кумиры подают печальные примеры ломки человеческой психики, потери адекватности, злоупотребления явлениями, вредными для здоровья и опасными для жизни! Кто виноват в этой грустной составляющей судьбы любимых героев? Почему многие из них срываются и сгорают на пике карьеры? И в чем причина: в типе личности или жестких правилах, который диктует мир шоу-бизнеса?

Творческие люди обладают нетипичными психическими темпераментами

Я всегда придерживался мнения, что люди, которые выбирают своим предназначением творчество, делают что-то, что впоследствии становится достоянием города, страны, мира — это априори незаурядные и необычные люди. Безусловно, современные инструменты продвижения артистов в шоу-бизнесе позволяют и посредственной личности в рекордные сроки стать известной. Но такие «звезды», как правило, быстро сходят с небосклона сцены, поэтому их мы в расчет не берем. Те же, кто продолжает его освещать, долгие годы остаются интересны зрителю и слушателю, определенно отличаются от остальных людей.

Они отличаются нетипичными психическими темпераментами и особыми типами нервных систем. Идея соотнести эти две характеристики человека принадлежит физиологу, первому русскому нобелевскому лауреату Ивану Петровичу Павлову (1849-1936). Выделяя известные еще со времен Гиппократа 4 типа темперамента (сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик), соотнося их с определенными типами нервных систем, Павлов, однако, отмечал, что чистые типы темперамента в природе встречаются крайне редко. К редким «чистым» типам приближались яркие исторические личности. Так, близкими к «чистым» холерикам были А.В. Суворов, А.С. Пушкин, «чистыми» меланхоликами считают В.А. Моцарта, Н. Паганини, Н.В. Гоголя, к «чистым» сангвиникам относят Ю.А. Гагарина. Все это примеры нетипичных психологических темпераментов или маргинальной психики. И подобные явления в немалой степени свойственны людям сцены. 

Люди, способные стать кумирами, привлекают внимание своей нестандартностью, умеют заинтересовать, способны на экстравагантные поступки, мощные выплески эмоций и при этом обладают тонкой душевной организацией. Их особая чувствительность, инаковость проявляется еще в детстве. Как в случае с Дженис Джоплин — лучшей белой исполнительницей блюза и одной из лучших вокалисток всех времен. Еще в школе Дженис приходилось трудно, она была изгоем, старалась привлечь к себе внимание, выделиться поведением и одеждой, но за это ее еще больше ненавидели сверстники. Девушка со взрывным характером, невероятно восприимчивая, идеально копирующая манеры лучших соул-исполнителей, не зная при этом ни единой ноты, раздражительная, резкая, чувствительная и ранимая. Впоследствии жертва страсти к наркотикам. И настоящая блюзовая легенда своего времени. Дженис Джоплин скончалась в возрасте 27 лет от передозировки героина

Психические расстройства — профилирующая болезнь артистов

Как люди любой профессии, артисты могут быть подвержены профессиональным, профилирующим недугам. Водолазы часто страдают кессонной болезнью, которая возникает из-за резкого понижения давления вдыхаемой газовой смеси, среди шахтеров распространен силикоз легких из-за огромного содержания пыли вокруг. Артисты имеют свои предрасположенности, как правило, психологического характера. Всевозможные психические расстройства — если не обязательные, то по крайней мере не удивительные вещи для творческих людей.

Подобные отклонения диктует сама рабочая атмосфера, обстоятельства и образ жизни. Ведь что такое сцена? Это неестественное и нелогичное состояние. На сцене живут люди с очень подвижной психоэмоциональной моторикой. Они должны мгновенно заводиться, уметь тонко управлять своими эмоциями, чувствовать зрителя, моментально реагировать на него. Такова природа ремесла. По-настоящему творческие люди — зачастую просто психи (в хорошем смысле этого слова).

Артисты находятся в постоянном психологическом напряжении

У людей, выбравших своим призванием артистическую стезю, должна развиться особая психология — психология пребывания на виду. Постоянное пребывание на людях превращается в естественную привычку. Каждый шаг, поступок, действие становится достоянием общественности, и это нормальная реальность. Не каждый способен даже просто представить, какой это эмоциональный стресс. Испытание славой — суровый психологический прессинг, который способны выдержать далеко не все. И артисты находятся под ним ежеминутно.

Психологическое напряжение усугубляется постоянным чувством ответственности. Когда веретено твоей популярности туго закручено, когда ты понимаешь, что ты главный винтик в огромной машине лейблов, менеджеров, музыкантов, продюсеров, каждый из которых зарабатывает на тебе деньги — это невероятный фактор ответственности. Когда ты молод и полон сил — все прекрасно. Когда тебе все больше лет, темпы не сбавляются, а только нарастают, а ты продолжаешь нести эту ответственность, в какой-то момент приходит физическое и психологическое истощение. В такой ситуации организм постепенно теряет ресурсы, а сам человек — здравый смысл. Курт Кобейн покончил с собой на пике карьеры, застрелившись из ружья

Ярким примером неспособности выдержать испытание славой и ответственностью стал лидер американской рок-группы Nirvana Курт Кобейн. Человек, от рождения предрасположенный к психическим отклонениям (имеющим в том числе наследственные причины), в юности переживший эмоциональный стресс во время развода родителей, создавший бешено популярную рок-группу и оказавшийся недовольным этим успехом. Курт никогда не мечтал о всенародной славе, предпочитая мыслить свое рок-творчество независимым и нишевым. Однако слава пришла сама вместе с волной подражателей, дискомфортом популярности и провозглашением исполнителя «голосом поколения». В результате героинозависимый, бесспорно, гениальный музыкант заканчивает жизнь самоубийством в собственном доме (согласно официальной версии). Не менее трагична история одной из ведущих британских исполнительниц нулевых, Эми Уайнхаус, автора самого успешного альбома XXI века Великобритании на данный момент, страдавшей от наркотической и алкогольной зависимости и скончавшейся от алкогольного отравления.Эми Уайнхаус — еще одна звезда печально известного «Клуба 27″. Эми тоже погубили наркотики

В поисках возможности избавиться от психологического напряжения, выйти из состояния стресса, окунуться в новую реальность многие обращаются к самому легкому и, казалось бы, эффективному выходу — применению психотропных веществ.

Нам необходимо постоянно возмещать затраченные эмоции

Кроме выхода из психологического напряжения, другой причиной обращения к экспериментам с алкоголем, наркотиками я называю теорию возмещения эмоций. «Возмещение» в терминологии британского психоаналитика первой половины XX века Мелани Кляйн является одним из защитных механизмов психики — субъект старается возместить нанесенный ему психологический ущерб.

Любое действие, которое предпринимают творческие люди, будь то музыкальный концерт, игра на сцене, игра в кадре, — это мощнейший выплеск энергии. Мы настолько активно концентрируемся на каждом подобном небольшом в масштабе всей жизни, но ежедневном для нас действе, что со временем окончательно истощаемся, отдавая всю свою энергию. Возникающий недостаток энергии необходимо компенсировать. И ради этой компенсации люди готовы на любые эксперименты. Хит Леджер не проснулся после того, как одновременно принял транквилизаторы и снотворное. Ему было 28 лет

Теория возмещения эмоций актуальна и с другого ракурса — она играет большую роль в отношении состояния успеха или неуспеха артиста. Взлетев на вершину, почувствовав вкус славы и внезапно вернувшись к среднестатистической действительности, люди ищут пути, как компенсировать то, чего теперь недополучают. Упоминаемой мной ранее Дженис Джоплин этого удалось избежать. После ее смерти гитарист Grateful Dead Джерри Гарсия писал: «Она выбрала для гибели самое лучшее время. Есть люди, которые способны жить только на взлете, и Дженис была как раз такой девчонкой-ракетой…». 

Но есть артисты, которым приходится переживать крах своей карьеры. Как будто тебя всю жизнь кормили котлетами и вдруг предлагают сухарь. Люди — предельно примитивные существа, и если они привыкли есть котлеты, то их не так-то просто перевести на сухари. Они начинают искать пути возвращения в прежнее состояние славы, психология людей на виду требует от них повторять, воспроизводить для себя это состояние, оставаться его адептом, подменять эмоции, обманывать себя. В погоне за прежними ощущениями люди обращаются к искусственной помощи самых разных веществ — от пива до ЛСД, от кофе до болеутоляющих и снотворного. Психоактивные вещества — первые психологические помощники. Бриттани Мерфи не пережила сердечного приступа, по слухам, вызванного употреблением запрещенных веществ

Новое поколение артистов и новая болезнь века

И все же все эти истории и опыты с психотропными препаратами, хочется верить, остались прерогативой прошлого века. Сейчас появилась целая плеяда артистов, «повернутых» на здоровом образе жизни, кардиотренировках и йоге. И главный трендсеттер новых ценностей — обладательница изумительного тела, роскошная Мадонна. Мадонне 57 и она ведет исключительно здоровый образ жизни

Вместе с тем у юных артистов своя «болезнь века» — мы слышим о бесконечных скандалах и возмутительных выходках Линдси Лохан, Майли Сайрус и других молодых звезд. Когда ты становишься популярным, получаешь все, что хотел, достаточно славы, достаточно денег, в какой-то момент устаешь наслаждаться этим, теряешь интерес. У тебя в руках мощный ресурс и полное отсутствие понимания, что с ним делать. Тебя накрывает чувство вседозволенности, которое толкает на глупые поступки, кажущиеся забавными. Ребятам из группы  «Ласковый май» в свое время, сколько бы они ни зарабатывали, некуда было тратить деньги. Сегодня же открывается масса возможностей для экспериментов, и юные звезды активно пользуются ими, совершая глупости и оставаясь уверенными в своей правоте. Для них это просто фан. Поведение Майли Сайрус с каждым годом все более непредсказуемо  С 19 лет Линдси Лохан регулярно попадает в клиники, где лечит то алкогольную,
то наркозависимость 

Творческие люди, как правило, одиноки

Возвращаясь к вопросу о том, кто же виноват в трагических судьбах — личность или среда — мы вряд ли найдем однозначный ответ. Каждый раз это своеобразный микс нестандартных качеств индивида и психологически сложных обстоятельств, которые преподносит среда. Но главная трагедия в том, что люди со странной психикой, странными занятиями и привычками, странным режимом дня, в конце концов, редко находят близких, которые способны их принять. Редкий человек выдержит рядом подобного монстра — который все время меняет решения (который, как тот же Курт Кобейн, приходит на собственную свадьбу в пижаме). Как правило, это люди несемейные, не несущие социальной ответственности. Большие маленькие дети, не научившиеся серьезно жить.

В знаменитой Системе Станиславского (теории сценического искусства) есть специальное упражнение на «публичное одиночество». Выполняющему это упражнение предлагается замкнуться в одиночестве на глазах многотысячной толпы, отделившись от публики кругом внимания, увлечься тем, что он делает на сцене. В конечном итоге это упражнение помогает преодолеть боязнь сцены и достичь высшей степени откровенности в раскрытии своего героя. Судьба многих известных артистов складывается таким образом, что они по разным причинам проецируют этот сценический прием на свою реальную жизнь вне сцены. И будучи на виду у многотысячной и многомиллионной аудитории, тем не менее остаются предельно одиноки. Уитни Хьюстон утонула в ванной после употребления кокаина

Парадокс в том, что не будь эти люди такими, они не были бы интересны и вряд ли стали бы популярны. Были бы для современной культуры Дженис Джоплин, Эми Уайнхаус, Уитни Хьюстон теми, кем они стали, не будь такими, какими они были? Люди искусства приносят себя, свои жизни в жертву нашей любви, отдают себя полностью. Каждый сам выбирает свой путь, их выбор таков, и я уверен, что его нужно уважать вдвойне. А задача поклонников — любить кумира при жизни, а не сокрушаться после смерти, ценить творчество, дарить любимому артисту необходимое ему внимание и восхищение.

Текст:
HELLO.RU

Фото: GettyImages.com, архивы пресс-служб

Источник