Ее личный итог ушедшего 2015-го — новое ощущение себя. Вместо застенчивой Нади Михалковой, которую мы знали прежде, появилась роскошная, смелая, уверенная в себе женщина. Из спутника, который вращается на орбите могучего светила — своей семьи, она превратилась в самостоятельную звезду. Как это случилось, выяснял HELLO!

Надежда Михалкова

Это чувствуется даже по голосу: в нем появились новые нотки — властные, ироничные. В отличие от других наследниц известных фамилий, Надя Михалкова была тихоней и скромницей, «вещью в себе», которую знают все и не знает никто. Ее имя неизменно было связано сначала с отцом, Никитой Михалковым, затем — с мужем, режиссером Резо Гигинеишвили. Статус жены и мамы добавил ей очарования и женственности, но сделал еще более закрытой ее частную жизнь.

Наступил этап, когда Надя вышла из тени. И дело не только в том, что в последнее время у нее много новых актерских работ, хотя одна только роль в фильме «Людмила Гурченко», где она играет маму главной героини, — это несомненная профессиональная удача. Надя вышла за рамки привычного опыта: стала вести молодежную программу «Правила стиля» на канале Disney, где выступает в качестве модного эксперта. Освоилась в экспериментальном театральном формате, сыграв вместе с сестрой Анной в спектакле «Как выдать маму замуж», который шел в клубе-лофте. Наконец, дебютировала в качестве режиссера — сняла пилотную серию фильма «Чурросы».

Надежда Михалкова: фотоколлаж

Надя, профессия режиссера требует и знаний, и мастерства, и умения всех организовать, да и вообще считается не женской…

Оказалось, что все это у меня есть. Просто надо было начать. Хотя специально я ничего для этого не делала — просто так сложилось, что братья Пресняковы написали сценарий пилотной серии, Аня, моя сестра, организовала съемки и снялась там вместе со своими детьми.

То есть вы подключились к проекту благодаря старшей сестре?

Ну да, они все задумали. А потом вдруг сказали, что я могу это снять. Я ответила: «Вы что, с ума сошли? Я не знаю, как снимать кино». Но они настаивали. Мы обсудили сценарий, идею. Вышла я на съемочную площадку, и… выяснилось, что я могу это делать. Более того — получаю огромное удовольствие.

Для режиссера вы производите впечатление слишком мягкого человека.

О, вам лучше не встречаться со мной на съемочной площадке…

Неужели вы способны быть жестким диктатором?

Я люблю, когда меня окружают талантливые и безраздельно увлеченные процессом люди. Жизнь сейчас такая, что времени вечно не хватает, сроки всегда поджимают, многие параллельно занимаются несколькими сериалами, фильмами или рекламными роликами. Набирают, набирают их без конца, чтобы потом везде не успевать, везде работать на уровне такой… приблизительности, что ли. Но я воспитывалась на площадке у папы, позже смотрела, как работает Резо. Поэтому у меня такого не может быть.

Стало быть, вы использовали опыт близких вам людей?

Разумеется. Только это меня и спасало. Однажды Резо спросил: «Ты ругаешься на площадке?» Я честно ответила: «Да, конечно. А какие у меня учителя были?!» Он возмутился: «Зачем ты это делаешь? Почему ты учишься самому плохому?» (Смеется.)

Сложно представить вас ругающейся.

Представьте, я могу! Мне очень обидно, когда я точно знаю, что можно сделать быстрее, лучше, интереснее, но этого по каким-то причинам не происходит. В таких случаях я всегда буду злиться.

Муж уже видел результаты вашей работы?

Да, и ему очень понравилось. Он меня похвалил.

Как думаете, он оценивал как режиссер-профессионал или как любящий мужчина, который хочет поддержать?

Надеюсь, он говорил откровенно. Именно с профессиональной точки зрения. А иначе нет смысла, мы живем вместе не ради того, чтобы только восхвалять друг друга. Нам важно поделиться своим мнением. По крайней мере, если в его работах мне что-то вдруг не нравится, я об этом говорю прямо.

Надежда Михалкова и Резо Гигинеишвили на премьере фильма «Без границ», 2015 год

В этом году у Резо вышел фильм «Без границ», одна из лучших его работ. Когда вы узнали, что вам не достанется роль в этой картине, вы расстроились?

Знаете, к этому стоит относиться с юмором. Я сама часто говорю ему: «Я не обижусь, если ты не захочешь меня снимать, смотри, сколько других актрис вокруг». Разве что в шутку могу иногда какую-то шпильку вставить. А так я, конечно, понимаю, что никто из нас не является рабом другого. И Резо не обязан постоянно предлагать мне новые роли в своих картинах. Что касается фильма «Без границ», он все-таки задумывался как продолжение первой части — «Любви с акцентом», где я играла одну из ролей. Изначально замысел таков, что актеры из первой части не могут сниматься во второй. Это диктуется самим жанром.

Раньше в каждом интервью вы оба говорили, что стараетесь не расставаться даже на съемках. Насколько я знаю, этот год стал исключением: Резо подолгу работал в Грузии, вы — в Москве.

Любым отношениям необходимо развитие, они не стоят на месте, а переживают трансформацию. Не обязательно ежесекундно находиться вместе, чтобы общаться близко. Тем более с появлением детей в жизнь семьи вплетается еще одна, новая, ветвь. Важно оставаться в той зоне комфорта, которая устраивает всех членов семьи и не мешает каждому из них развиваться в своем направлении. Мне кажется, для нас с Резо это, наоборот, новый виток отношений, он дает нам возможность больше дать друг другу, делиться своими переживаниями при каждой встрече.

Как вы оба переносите этот период жизни в разлуке? Скучаете? Ревнуете?

В разлуке — это сильно сказано. Мы же видимся регулярно, ездим друг к другу на съемки. Когда есть возможность, я и детей с собой беру, чтобы они могли пообщаться с папой. У меня нет никакого ощущения разъединенности.

Надежда Михалкова
Несколько лет назад вы признавались, что одна из самых больших ваших проблем — это скромность. Считали, что это качество вам мешает, и намеревались с ним бороться. Удалось?

Да. Вот видите, я уже стала режиссером. (Смеется.) Я просто перестала воспринимать это именно как скромность, сейчас я бы назвала это воспитанием… Вообще, иногда интересно послушать, что ты говорила несколько лет назад.

В юности вы ощущали, насколько вы непохожи на других детей вашего круга? Чувствовали, что вы совсем другая?

Я совершенно обычный человек — никогда не входила в этот круг, не росла в артистической среде, мне не знаком образ жизни тех же студентов театральных вузов. Я получила другое образование (факультет международной журналистики МГИМО. — Ред.). Три мои самые близкие подруги совсем не относятся к какой-то богемной тусовке, и уж тем более — к золотой молодежи.

Тем не менее, родившись в такой семье, как ваша, вы имели все шансы стать частью этой золотой молодежи.

О золотой молодежи я знаю столько же, сколько и вы, наверное. Никогда особо ее и не видела. Для меня это такая же неизведанная часть жизни, как и для большинства людей.

Как же вас так воспитали, Надя? Это удивительно.

Жестко. Строго. (Улыбается.) Наверное, в этом есть как плюсы, так и минусы. Я сейчас смотрю на своих детей и понимаю, что их «наскоком» уже бессмысленно воспитывать. Я вижу в них то, что в свое время было и во мне. Но за счет того, что вечно звучали эти «неудобно», «неприлично», «нельзя», все это, к сожалению, куда-то ушло, не раскрывшись естественным путем. Пришлось это доставать из себя намного позже.

Например, что?

Например, целеустремленность. Во мне есть это качество, но мне постоянно казалось, что я всего недостойна, что есть люди, которые делают многое лучше меня. Потом в какой-то момент пришло понимание — ну и пусть! Ведь есть и те, кто делает это хуже меня. Но они все равно почему-то делают. Я же долго не могла для себя сформулировать какую-то цель — ради чего мне это делать. Ради известности? Ради того, чтобы похвалили? Ради признания?

Сейчас вы ее сформулировали?

Да. Но я, пожалуй, не буду ее озвучивать — она намного больше, чем я предполагала. Пусть она останется только моей и держит меня в тонусе.

Жесткость в вашей семье исходила от мамы или от папы?

Я, конечно, утрирую, используя слово «жесткость». Но если уж сравнивать — папа был намного жестче, чем мама. Он очень принципиально подходил ко многим моментам воспитания. А мама всегда была рядом, всегда была на моей стороне, я для нее всегда белая и пушистая, как одуванчик. Мама — «пряник», папа — «кнут».

Юбилей Никиты Михалкова, 2015 год

Обычно как раз папы балуют дочек. В фильме «Утомленные солнцем» в каждом кадре видно, как он вас боготворит.

Я родилась, когда папе было 40 лет, и по тем временам считалась поздним ребенком. Я появилась тогда, когда папа был больше всего готов к осознанию отцовства. И к пониманию того, что можно воспитывать детей не только в ультимативной форме, но и иногда сглаживать острые углы, не всегда настаивать на своем. Когда мне было четыре года, мы с ним вдвоем провели год в Париже, и, мне кажется, это повлияло как на мое, так и на его мировоззрение.

Каким образом?

Хотя бы таким, что он узнал, что такое растить ребенка. Ясно же, что ты никогда не узнаешь быт, пока сам не окунешься в него на все сто процентов. Обычно папа приезжал-уезжал, смотрел на нас и вносил свои коррективы-директивы. А мама всегда находилась рядом. Она воспитывала нас так, как ей казалось правильным, — терпением, вниманием, любовью и лаской. Она у нас очень нежная и многое прощающая.

За тот год папа поближе познакомился с обычной, повседневной детской жизнью. По себе знаю: когда ты приезжаешь-уезжаешь, у тебя остается время только на то, чтобы оценить ситуацию со стороны. Напомнить, что ребенку нужно научиться правильно держать вилку, не перебивать взрослых и так далее. То есть за очень короткий промежуток рассказать ему все то, что необходимо говорить каждый день и постоянно демонстрировать своим примером. Хорошо, что за тот год я показала папе, что можно действовать иначе — совсем не так, как он привык.

Почему вы оказались с ним вдвоем в Париже?

Он поехал монтировать «Ургу». Ну а я… Поскольку он пропустил, скажем так, мое рождение и нечасто виделся со мной, пока я была маленькая, то решил восполнить этот пробел и взять меня с собой — на воспитание. В конечном итоге воспитала его я.

Надежда Михалкова

Вы росли покладистым ребенком?

Да. Я делала вид — я была хитрая. В конце концов наступил этап, когда мы с папой уже соревновались — кто кого перехитрит. Например, помню историю со свитером. Он купил мне два свитера, я один чуть-чуть поносила, и мне захотелось надеть новый. Папа сказал: пока этот не испачкается, новый не наденешь. Когда он, наконец, испачкался, я проснулась в полном восторге от предвкушения того, что сейчас надену обновку. Но тут папа вышел из ванной и сообщил, что постирал первый свитер и он уже высох. Поэтому, может, я все-таки не буду надевать новый, а старый еще поношу? Я сказала — да, конечно. А сама пошла в туалет и намочила рукава, самые края, там, где резинка. Ну, чтобы не совсем уж было ясно, что это сделала я, — а так, будто он недосох.

Никита Сергеевич поверил?

Здесь мнения расходятся. Мы недавно вспоминали эту историю — Аня считает, что он все равно заставил меня надеть старый свитер. А папа утверждает, что за такой талантливый обман он разрешил мне надеть новый. Кто из них прав, не помню.

Что касается одежды, у вас сформировался свой, ни на кого не похожий стиль. Вы умудряетесь выглядеть модно, при этом избегая общепринятых штампов. Как формировался ваш вкус?

Мама — бывшая модель, что ж тут удивительного! Для меня одежда — это способ самовыражения. Я никогда не была подвержена влиянию каких-то тенденций или чужих мнений. Что мне нравилось, то и надевала. Чаще всего это вещи, в которых мне просто комфортно. И мне было все равно, кто что скажет. Сколько себя помню, всегда точно знала, что из одежды мне нравится, а что — нет.

Кстати, раньше с такой определенностью я подходила только к одежде. В других вопросах любое решение было для меня страшной пыткой, потому что я, как Весы, всегда и во всем сомневаюсь. Я могла йогурты в магазине часами выбирать. Или долго размышлять, куда мне лучше сейчас поехать — туда или сюда. В итоге не попадала никуда. Мне очень важно было, чтобы кто-то со стороны мне сказал: «Да не надо, не ходи!» Или наоборот: «Иди, конечно!» Просто дал бы мне какую-то зацепку, чтобы я перестала колебаться. Наверное, когда ты в семье младшая, это свойство характера легко объяснимо. От тебя все время чего-то ждут, стремятся помочь и в итоге все решают за тебя. И в какой-то момент ты хочешь сказать: «Все, ребята! Хватит! Теперь я как-нибудь сама». Так сложилось, что именно в этом году мне удалось преодолеть некий рубеж в этом плане. Я попадала в такие ситуации, которые заставляли меня самостоятельно делать выбор. Очень рада, что наконец научилась быстро принимать решения. И самое главное — теперь я четко знаю, чего хочу.

У вас действительно амплуа женщины-ребенка. Я видела ваши телеинтервью с Резо, сразу бросается в глаза, что и рядом с ним вы чувствуете себя маленькой девочкой, полностью отдавая ему лидерство в вашей паре.

Да. Видимо, это последствия моего постоянного пребывания в зоне пристального внимания посторонних людей. Меня знают с совсем маленького возраста — как такую милую, трогательную девочку. А рядом — сильный, умный, талантливый мужчина, сначала — папа, потом — муж. Но как только ты сам освобождаешься от этого ощущения, перестаешь стремиться оправдать чьи-то ожидания, ты становишься на свою дорогу. И уже не пытаешься казаться такой, какой тебя хотят видеть, не оглядываешься — а что подумают окружающие. Все! В тебя все, что хотели, вложили, что могли — дали. А что не успели — поезд ушел, извините. Рано или поздно в жизни каждого человека наступает момент, когда нужно просто получать удовольствие от того, какой ты есть. Ну, есть у тебя недостатки — что поделать. У каждого они есть. Надо перестать вытачивать из себя идеал. Может, этот период у меня немного затянулся за счет того, что вся моя работа была связана с устойчивыми образами «отец-дочь», «муж-жена». Теперь для меня наступило время самой «напитывать» своих детей, а не «питаться» другими.

Надежда и Никита Михалковы

В свое время много писали о том, что впервые вы показали характер, когда решили выйти замуж за Резо вопреки воле родителей. Правда, сами вы никогда этого не подтверждали.

Потому что это была абсолютная неправда, основанная на слухах. Никакого дочернего бунта за нашей свадьбой не стояло. Просто люди влюбились, а потом поженились. Что папа должен был делать? Да, он не выходил на сцену и не говорил: «Как я счастлив, что наконец выдаю замуж младшую дочь!» Просто по той причине, что для любого родителя этот процесс очень интимный. Если ты счастлив или несчастлив, ты не идешь оповещать об этом целый свет. Папа, конечно, переживал, как любой отец. Но на тот момент он уже относился ко мне как к взрослому, сформировавшемуся человеку и уважал мой выбор. Все было как у всех, без шекспировских страстей. Я не кричала: «Будет так, как я решила, иначе я уйду из дома!»

Вы сказали, что пришло время «напитывать» своих детей. Какими качествами, на ваш взгляд, их необходимо наделить в первую очередь?

Любовью к родителям…

Разве это не естественное, врожденное чувство?

Да, но оно может перерасти в противоположное — отталкивающее. Поэтому любую свободную секунду я стараюсь провести с детьми. К ним надо прислушиваться, где-то и наказывать, где-то, напротив, проявлять терпение.

Проявляете ли вы такую же требовательность по отношению к детям, какую в свое время проявляли к вам?

Я в жесткости не могу дойти до конца. Например, мой папа если уж что-то говорил, то всегда был последователен. Я же обещаю какие-то карательные меры, а потом смягчаюсь и не исполняю обещанное. Понимаю, что делаю неправильно, но, с другой стороны, нужно исходить из того, какой у тебя ребенок. Самое лучшее, что ты можешь ему дать, — научить его быть собой. Ну и чтобы, по возможности, здоровье берег, не курил, не пил…

Вы начали сниматься у отца в четыре года. Что-то подобное планируете предложить Нине и Ване?

Как они захотят, так и будет. Хотя я не уверена, что Нине это будет интересно. Резо утверждает, что она очень хорошая актриса, а мне сложно представить, чтобы она молча выслушала замечание режиссера и пошла играть. Ей так много есть что сказать, она интересно видит мир — профессия режиссера ей больше подходит. Еще она обожает танцы, гимнастику, прекрасно рассказывает сказки. Мне не важно, кем она станет, главное, чтобы это был ее выбор. Потому что можно искать себя очень долго и найти очень поздно. Даже мне иногда обидно, что я столько времени просидела без каких-то определенных целей… А вот за Ваню я совсем не волнуюсь — он уже сейчас, по-моему, лучше меня знает, чего он хочет. (Смеется.)

Надежда Михалкова
Какие планы строите на ближайший период? Что у вас в замыслах?

Я строю планы перевернуть весь мир.

У вас уже есть точка опоры?

Есть. Я сама. А если серьезно — не строю никаких планов, потому что знаю: если хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах.

Как собираетесь провести новогодние каникулы? (Интервью проходило в декабре — Ред.)

Ничего особенного — как обычно, проведу время с семьей.

Желание Деду Морозу уже загадали?

Нет. В Новый год загадаю под бой курантов. А пока подумаю какое.

Резо — разве не ваш Дед Мороз? Он не исполняет ваши новогодние желания?

Конечно, исполняет. Но Резо — грузинский Дед Мороз. (Смеется.) А мой Дед Мороз… его даже нельзя так назвать! Это тот, кого нельзя потрогать, кого нельзя обнять. Тот, кто исполняет все желания. Я всегда с ним на связи.

Стиль: Александра Подъельская. Make-up: Оюна Гатыпова. Прически: Игорь Малыгин
Благодарим компанию Terra Fiori за помощь в организации съемки

Текст:
Екатерина Прянник/HELLO!

Фото: Дмитрий Исхаков/HELLO!, архив HELLO!

Источник