О супругах Ренате Давлетьярове и Жене Малаховой известно не так много: они часто появляются вместе на красных дорожках, но никогда не комментируют свою частную жизнь. Сайт HELLO.RU решил познакомиться с этой яркой творческой парой поближе, тем более что для этого появился новый, более чем достойный повод. В ноябре на экраны российских кинотеатров выходит фильм «Зеленая карета» — третья картина после «Чистого искусства» и «А зори здесь тихие…», в которой продюсер и режиссер Ренат Давлетьяров снял актрису Женю Малахову.
Общественный интерес к этой работе возник еще летом, на открытии «Кинотавра» в Сочи. Тогда, прямо на церемонии, было объявлено, что актер Андрей Мерзликин удостоен награды «за веру в предлагаемые обстоятельства». Андрей поднялся на сцену, получил статуэтку, которая развалилась у него в руках, и неожиданно признался залу: «Только что на ваших глазах был снят ключевой эпизод нашего нового фильма «Зеленая карета». По сценарию герой Мерзликина, режиссер Вадим Раевский, получает награду на «Кинотавре».
Что же задумал Ренат Давлетьяров? В какой момент Женя Малахова, в прошлом солистка группы Reflex, решила стать актрисой? Как Ренат и Женя оценивают друг друга в профессии? При каких обстоятельствах вообще возник их союз, как превратился из семейного в творческий и какими сложностями это для них обернулось? Обо всем этом мы поговорили за месяц до премьеры картины.
Ренат Давлетьяров и Женя Малахова
Ренат, Женя, «Зеленая карета» — ваша третья совместная работа. Расскажите, чем каждого из вас заинтересовал этот проект?
Ренат: Женю он заинтересовал прежде всего гонораром (с улыбкой смотрит на Женю). А меня — художественными особенностями.
Женя: Да, я купила себе машину (смеется). А если серьезно, то мне очень понравилась моя героиня — характерная, стервозная. У меня такая роль была впервые.
Ренат: А я вообще люблю кино о кино. Оно — к счастью или к сожалению — редкий гость на экране и редко становится культовым для массовой аудитории. Видимо, потому, что никто не хочет знать, в чем фокус, в чем секрет создания кино. Знаете, так бывает: фокусник очаровывает вас, показывая фокус, а потом, когда он раскрывает карты, вы испытываете горькое разочарование. Я с детства ненавижу разоблачение фокусов. Возможно, подобно мне, массовая аудитория неохотно смотрит кино о кино, не желая знать, что происходит по ту сторону камеры. Хотя я в этом случае вкусы аудитории не разделяю.
Кроме того, тема фильма — не самое главное, на мой взгляд. Лейтмотивом всегда служит история — неважно, про кинематографиста, журналиста или металлурга. Важно, чтобы история была интересна, чтобы она захватывала. Создание фильма — дорогое удовольствие. Поэтому, с одной стороны, его коммерческий успех нужно просчитывать, а с другой — ничего, кроме субъективного интереса к материалу, быть не может. Если тебе интересно — значит, есть надежда, что кому-то тоже будет интересно смотреть это на экране. А если нет, то в проект однозначно не стоит вкладывать деньги.
Что было самым сложным для вас в работе над фильмом?
Женя: Для меня этот проект не был сложным — у меня было всего два-три съемочных дня, мы снимали летом, в хорошую погоду, а Андрей Мерзликин, который стал моим партнером по площадке, меня очень поддерживал. Поэтому я работала исключительно в свое удовольствие.
Андрей Мерзликин и Женя Малахова в фильме «Зеленая карета»Ренат: Да, проект вообще не был сложным — сложность заключалась только в небольшом бюджете картины. Из-за этого приходилось искать нестандартные решения, которые, кстати, в итоге приводили к лучшим результатам.
Видимо, вы имеете в виду сцену, которая была снята на «Кинотавре» — как родилась эта идея?
Фильм начинается с того, что герой получает главный приз на крупном кинематографическом событии. Я терпеть не могу, когда в кино, где по сюжету показывается вручение престижных премий — скажем, «Оскара» — сидят какие-то лжеоскароносцы, лжезвезды мирового кино. Всегда чувствуется, что это хорошая, красиво одетая сексапильная массовка, не более того. У нас же не было денег даже для того, чтобы собрать такую массовку, и мои коллеги — молодые сценаристы и продюсеры, стали думать, как бы переформатировать это кинособытие, может, сделать его менее масштабным…
Но мне было жаль эту сцену, поэтому я позвонил своим друзьям — Роднянскому и Бондарчуку, руководителям «Кинотавра». И сказал: «А что если на церемонии открытия «Кинотавра» я спрячу в зале Зимнего театра кучу своих камер, которые смешаются с камерами телевизионными, наш герой выйдет на сцену, получит приз, а потом мы объявим разоблачение фокуса?» К счастью, мои друзья, не лишенные чувства юмора, согласились на эту авантюру.
В итоге я прислал в Зимний камеры, наши операторы притворились операторами прямой трансляции, и Мерзликин в образе своего героя прошествовал по центральному проходу к сцене на глазах у изумленной публики. Потом он рассказывал, что видел лица людей, на которых читался вопрос: «За что ему дают главный приз?» Выдавливая из себя улыбку, они хлопали ему, не понимая, что происходит. В этот фокус никто не был посвящен — только Федор Бондарчук, который даже поднялся с кресла и обнял нашего героя. Все остальные — сливки нашего кинематографа — были в неведении. Этот розыгрыш, как мне кажется, вылился в очень неплохую сцену. Не каждый фильм может похвастаться массовкой в лице Бондарчука, Сокурова, Хотиненко и далее по списку (улыбается).
Сцену победы героя Андрея Мерзликина на «Кинотавре» снимали прямо во время церемонии открытия фестиваля в присутствии ключевых деятелей российского кинематографа
Женя, Ренат, расскажите, как вам работается вместе?
Женя: Я считаю, что Ренат — один из самых талантливых режиссеров.
Ренат: Молодец, говорит то, чему я ее научил (смеется).
Женя: Нет, это правда. Ренат — это человек, который знает, чего он хочет, и знает, как этого добиться, а это самое главное на площадке. Режиссеры бывают разные: с одним тебе нужно самому предлагать варианты роли и развивать ее, другой выстраивает твою роль сам. Ренат относится ко второй категории — он выстраивает твою роль на сто процентов, у него каждый герой четко идет по своей линии, не отклоняясь от заданного курса.
Что касается личных отношений, мы просто не переносим их на площадку — там существует только актриса Малахова и режиссер Давлетьяров. Конечно, в работе с Ренатом есть сложности: он знает меня от А до Я, знает, когда я обманываю, смущаюсь, стесняюсь или наоборот, раскрепощаюсь, и от него ничего не скрыть. Мне кажется, в моей игре он гораздо чаще подозревает фальшь, чем в игре других актеров — как раз потому, что он знает меня всю, целиком.
Ренат: Мне очень сложно работать с Женей, правда. Я, честно говоря, человек незастенчивый, кроме того, с ней я впервые снимаю в своем фильме кого-то столь близкого, и это непросто. Во-первых, ты постоянно думаешь о том, что фильм еще даже не вышел на экраны, а съемочная группа, да и все, кто знаком с актерским составом картины, уже сидят и думают: «Ага, понятно, взял на роль свою жену». Я знаю, всех посещают такие мысли, просто никто их не озвучивает, потому что иначе попавшийся под руку стул будет сломан об чью-то голову. Но думать-то они так могут. Я всех подозреваю в таких мыслях, всех! От этого больше всего страдает, конечно, бедная Женя, поэтому я очень нервничаю, когда снимаю ее, очень.
С другой стороны, я вспоминаю большое интервью Веры Алентовой в журнале «Искусство кино», сделанное в 80-х годах — тогда она говорила, что Владимир Валентинович Меньшов соизволил похвалить ее только через год после того, как они получили «Оскар» за фильм «Москва слезам не верит». Еще вспоминаю пример из личного опыта: я много работал с Сергеем Александровичем Соловьевым, и то, как он снимал Таню Друбич, всегда казалось мне чудовищным. Он так на нее орал! Мне казалось, с чего это — она ведь как ангел, а он орет. Я думаю, что по сравнению с Соловьевым, я тоже просто ангел, хотя со стороны, наверное, кажется, что я излишне жёсток.
Женя: У меня на эту тему есть интересная история, которая произошла во время съемок «А зори здесь тихие…» Это был день накануне съемок сцены отстрела моей героини Комельковой. Я очень волновалась и, когда разговаривала с одним из членов съемочной группы, дольщиком Юрием, сказала ему: «Юра, завтра, когда мы будем снимать эту сцену, леса будут содрогаться от голоса Рената». На что он ответил: «Нет, Женя, завтра будут содрогаться наши сердца» (смеется). Так что на самом деле члены коллектива все понимают и тоже переживают, как и мы.
Ренат: Мне кажется, это естественно, и этого не избежать. Что же делать, если режиссера судьба свела с актрисой, а ее с режиссером? Совсем не работать? Нет, наплевать и забыть. Если говорить серьезно, сложности на съемках связаны, скорее всего, с обоюдным чувством громадной ответственности перед всеми — перед своими коллегами, перед аудиторией, перед картиной. Союз режиссера и актрисы — это уязвимая, очень уязвимая связь в кино. Потому что если хоть что-то, хоть малейшая деталь получится не так, все сразу начнут говорит: «Аа, жену снимает!» Ну, вы понимаете.
Расскажите вашу историю: при как обстоятельствах произошла ваша первая встреча?
Ренат: Я преподаю во ВГИКе — там у меня мастерская совместно с ректором Малышевым. Владимир Сергеевич часто доверяет мне практическую работу — например, съемки дипломной картины. Одну из них мы снимали пару лет назад, и тогда мои студенты шерстили по ВГИКу, по театрам, искали молодых актрис. Женя пришла на пробы — так и произошла наша первая встреча.
Женя: На самом деле на эти пробы я попала случайно. Я тогда готовила выпуск спектакля «На дне» по пьесе Горького, и у меня совершенно ни на что не было времени. Отсутствие на репетиции означало, что моя главная роль уйдет моей сокурснице. Но в итоге друзья уговорили меня вырваться на пробы, даже не сказав, кто снимает фильм — просто сообщили, что это дипломная работа. В итоге я каким-то обманом попала на этот кастинг и была крайне удивлена Ренату — не ожидала, что встречу режиссера такого уровня. Мне всегда хотелось поучаствовать в дипломной работе, получить первый опыт съемок. Но почему-то меня всегда боялись приглашать, считали, что я не соглашусь. А с той картиной все в конечном итоге срослось.
Ренат: Тогда наше знакомство не получило продолжения, но через какое-то время мы встретились снова — при прекрасных, романтических обстоятельствах. Я писал в Италии музыку к фильму «Однажды» с оркестром композитора и обладателя премии «Оскар» Николы Пьовани. Было лето, музыка и Женя, которая отправилась туда в путешествие и с которой мы пересеклись случайно.
Для вас самих интерес друг к другу был неожиданным? Ведь вы люди с абсолютно разным бэкграундом: Ренат — ас кинопроизводства, очень серьезный и (так во всяком случае кажется со стороны) сложный человек; Женя — молодая, легкая, начинающая свой путь в кино. Что вас друг в друге зацепило?
Женя: Да, мне до сих пор это кажется неожиданным. Но вообще, наверное, каждая женщина хочет, чтобы рядом с ней был сильный, волевой человек, на которого можно положиться, и, видимо, я подсознательно всегда искала такого мужчину. Кроме того, Ренат в первую очередь влюбил меня в себя как профессионал — я считаю, что у нас в стране очень мало людей, которые так искренне любят то, что делают, и работают на износ. Он живет кино — в этом весь Ренат.
Ренат: До встречи с Женей я, к большому счастью, никогда не видел и не слышал группу Reflex. Только позже, когда я появился в компании Жени среди своих друзей, они начали говорить мне про эту группу, а я удивлялся, что ее вообще кто-то знает. Все говорили: «Ты что, дурак? Ты что, не видел их на обложках Playboy?» (улыбается). Я не видел, и, к счастью, знакомство состоялось с чистого листа.
То есть вы, познакомившись с Женей, не шерстили ее бэкграунд?
Женя: Так он вам и расскажет — сидел, наверное, ночами напролет у компьютера (улыбается).
Ренат: На самом деле для меня это никогда не имело значения — даже в отношениях с коллегами. И уж тем более это неважно в таких нерациональных категориях, как любовь. Нам же не по 14 лет, мы не Ромео и Джульетта, чтобы зависеть от бэкграундов.
Женя, возможно, кто-то не знает и будет рад услышать вашу историю из первых уст: как вы решили уйти из шоу-бизнеса в кино?
Знаете, мне кажется, я всегда знала, что буду учиться на актерском факультете, потому что еще в детстве я начинала с музыкального театра юного актера, и все, что я делала, было связано с театром и с музыкой. Я давно решила для себя, что когда получу первое образование (в 2011 году Женя окончила юридический факультет Московского государственного юридического университета — прим. ред.), пойду учиться в театральный вуз. Получив диплом, я сразу пошла поступать — сама, без какой-либо помощи и никому, кроме мамы, ничего не сказав, потому что мне хотелось проверить, насколько это мое. Когда я поступила, мой мастер сказала мне, что я должна выбрать: либо ВГИК, либо группа. На самом деле я уже все для себя решила, пришла к продюсеру Reflex и сказала, что ухожу. Он долго уговаривал меня остаться, но я понимала, что хочу полностью поменять свою жизнь, и с тех пор ни разу не пожалела о своем решении.
Ренат: Потому что встретила меня.
Женя: Ну конечно.
Ренат: Еще бы — как бы я ловил тебя в группе Reflex? Пришлось бы подпрыгивать с цветами из зала. А тут раз — пробы, камера, ты, я. Понимаешь, как нам повезло?
Женя: Да, я даже не рассчитывала так быстро «подцепить» самого выдающегося режиссера. Думала, придется долго его искать, а в итоге нашла еще до окончания ВГИКа. (смеется)
Кстати, закончить учебу в итоге удалось?
Женя: Да, я закончила в этом году.
Поздравляю!
Ренат: С отличием, должен сказать, — с красным дипломом. Слава Богу, мы познакомились на последнем курсе, иначе все стали бы говорить, что красный диплом она получила только благодаря Давлетьярову.
Женя: На самом деле мне очень важно понимать, что это действительно была моя заслуга, поскольку в моей жизни не было ничего важнее поступления в театральный. Я поступала во все вузы страны, и в итоге поступила в Щуку, в Щепку и во ВГИК. Выбрала последний, потому что именно там в свое время очень хотела учиться моя мама. Ее брали на факультет документального кино, но ей пришлось отказаться, так как в этот момент на свет как раз появилась я. Выбрав ВГИК, я решила отдать ей своеобразную дань.
И не ошиблись с выбором.
Женя: Да, так что предлагаю назвать наше интервью «Все дороги ведут к Ренату» (смеются).
Как и все люди из киноиндустрии, вы, должно быть, постоянно заняты. Успеваете проводить время вместе вне работы и вне дома? Чем любите заниматься вместе?
Женя: Сейчас, с сентября, я впервые за десять лет нахожусь в прекрасном состоянии ничегонеделания. Летом у меня закончился проект — фантастическая комедия «Маленькие люди», в которой я играю вместе с Петей Федоровым, Юрием Стояновым, Марком Богатыревым, Ириной Розановой, Яном Цапником. Теперь я наслаждаюсь свободой, потому что всю свою сознательную жизнь я постоянно работала. Правда, у этой ситуации есть и обратная сторона — сейчас у меня нет оправдания на случай, если дома нет борща или бараньей ноги (улыбается). Но, думаю, это ненадолго.
Ренат: На самом деле в свободное время мы не делаем ничего выдающегося. Работа в кино связана с таким количеством общения, с такой отдачей энергии, особенно когда ты стоишь во главе съемочной площадки, что ты постоянно отдаешь, отдаешь, отдаешь и в итоге истощаешься. В этом случае отдых превращается в медицинскую процедуру — как можно меньше людей, близкий человек рядом и прогулка в парке куда лучше похода куда-либо с большой компанией. Мы с Женей любим путешествовать, хотя это получается нечасто. Но в последнее время мы и так постоянно были в разъездах — проехали путь от Китая до Европы с картинами, которые были завершены в этом году. Это было прекрасное время — вечером представляешь фильм, а все остальное время гуляешь по тихим итальянским улочкам Ниццы. Нам этого достаточно.
Планируете снова работать вместе?
Ренат: Ну, не знаю, согласится ли Женя — после трех картин договариваться с ней не так-то просто (смеются).
Чего вы сами себе желаете?
Женя: Я желаю себе дружить с самой собой.
Ренат: А я желаю себе месячного покоя.
Женя: На Мальдивах!
Ренат: Правда, я мечтаю целый месяц не делать ничего. Чтобы отдохнул мой усталый мозг. Я хочу от-дох-нуть. Я мечтаю об этом уже три года, но пока все никак не получается.
Как думаете, вам быстро надоест отдыхать?
Женя: Нет, ему вообще не надоест никогда!
Ренат: Да, я лентяй. Я человек крайностей — либо работаю на износ, либо лежу на диване, не вставая несколько часов. Мне очень комфортно со своими мыслями, книгами и Женей.
Драма «Зеленая карета» выйдет на экраны 26 ноября.
Текст:
Анастасия Фанышева
Фото: Анна Темерина