С развитием технологий и появлением смартфонов мир накрыло волной селфимании. Дети и взрослые, знаменитые люди и их поклонники без устали фотографируют сами себя и выкладывают снимки на всеобщее обозрение. Чем грозит такая «откровенность», разбирался приглашенный редактор раздела «Психология» на сайте HELLO.RU — популярный артист и дипломированный психолог Митя Фомин.

Митя Фомин

— Пару недель назад жена известного кинорежиссера, известная телеведущая одного не менее известного телеканала, обвинила меня в селфизависимости, поставив в один ряд с людьми, которые, рискуя своей жизнью, делают автопортреты. Я был поставлен перед ложным фактом, обескуражен и возмущен тем, что в рейтинговой утренней программе, которую смотрят миллионы, меня представляют не артистом, не певцом, не гражданином мира, а человеком, который наряду с отдельными сумасшедшими страдает селфиманией.

Ради интереса я даже подвел статистику — на 100 кадров в моем Instagram, сделанных в течение трех последних недель, пришлось лишь 14 селфи! В то время как о болезни специалисты говорят, если «пациент» выкладывает ежедневно от 2 и более. Так что до мании мне объективно еще далековато. Но порассуждать на площадке HELLO.RU о новом феномене современности, высказать собственную точку зрения на это явление я с готовностью согласился.

Селфи — способ подчеркнуть свою индивидуальность

Любой человек, который позиционирует себя человеком социальным и общительным, пытается самоутвердиться самыми разными способами. Мы делаем это ежедневно, ежеминутно на протяжении всей жизни. С помощью книг, которые читаем, благодаря людям, с которыми мы рядом, посредством фильмов, которые смотрим, даже цветом машины, на которой ездим. Все это — вариации проявления человеческой индивидуальности, свидетельства того, что люди противопоставляют себя друг другу, чтобы доказать остальным, что именно их точка зрения наиболее выигрышная.

Мы ассоциируем себя с той обстановкой, с теми деталями, которые кажутся наиболее сопоставимыми, совместимыми с нашим возрастом, социальным положением, гендерным фактором. И селфи — а с этого момента я предлагаю называть его автопортретом — очередной способ зафиксировать эти детали, подчеркнуть с их помощью собственную индивидуальность. Снимки c дорогим авто или с грушей, выросшей до размеров капусты, с человеком, которым мы восхищаемся, или на фоне удивительных пейзажей природы, — все это стремления ассоциировать свою личность с определенной обстановкой, определить свои преференции и дать понять окружающим, что именно это для нас важно.

В результате в маленьком квадрате фотографии, сделанной на фронтальную камеру телефона, мы видим атрибуты принадлежности ее автора к самым разным проявлениям человеческого бытия, будь то профессия, хобби, выражение любви к кому-либо или чему-либо, чудеса природы или просто напросто актуальная эмоция. С помощью таких автопортретов человек закрепляет за собой право говорить другим, что он особенный. Что его настроение, увлечение или дело — лучшее, что есть на данный момент. И несет его, как хоругвь.

Мы хотим ассоциировать себя с совершенством

В своих многочисленных поездках и путешествиях я часто делаю фото на фоне удивительных и необычных пейзажей, восхитивших мое воображение. Природа в ее проявлениях естественной красоты, на мой взгляд, самая оправданная и благодатная почва для создания автопортретов. Я не вижу ничего плохого в том, что люди стремятся ассоциировать себя с природной, естественной красотой, которая формировалась миллиарды лет. Мы постоянно ищем красоту как внутри себя, так и снаружи, и, найдя, хотим поделиться ею с миром. Кому-то суждено было стать всемирно известным мастером морского пейзажа Иваном Константиновичем Айвазовским, а кто-то может сделать лишь фото на фоне моря. Так почему мы должны отнимать у людей право ассоциировать себя с совершенством?

Селфи с акулойВид сверху на Централ-Парк

Существует мнение, что люди, которые часто делают автопортреты, безвозвратно влюблены в себя. Я согласен, что в некоторой степени это проявление любви к себе, но я не вижу в этом ничего зазорного. Здоровый эгоизм, который граничит с человеческими амбициями, приводит людей к самым разным вершинам, будь то золотая медаль на Олимпийских играх, корона «Мисс Вселенной» или флаг, водруженный на вершине Эвереста. В конце концов, любовь к другому начинается, прежде всего, с уважения и любви к себе, с ухода за собой. Люди лукавят, говоря, что сами для себя не важны, а вот семья, друзья — это, мол, другое дело. Любовь к себе начинается с элементарного похода в магазин, где мы выбираем любимый йогурт, марку белья или модный парфюм. В первую очередь, чтобы угодить себе. А потом уже и остальным.

В быстро меняющемся, перенасыщенном информацией мире мы порой забываем о том, что существуют другие люди. И создание автопортретов становится способом привлечь внимание к своей персоне и индивидуальности. Именно поэтому их так любят делать подростки — это совершенно нормальный способ привлечь внимание к созревающей личности.

Селфи — не феномен XXI века

Предпосылкой возникновения селфи стал стремительный технологический прогресс, который мы наблюдаем в последнее десятилетие, с момента появления смартфонов и других «умных» устройств. С технической стороны это явление современности, веяние XXI века. Но на психологическом уровне корни феномена уходят далеко в историю.Знаменитое «оскаровское» селфи

Люди всегда восхищались возможностью видеть себя со стороны. И всегда стремились запечатлеть себя в истории, начиная с наскальных рисунков на камне, продолжая портретами на холсте и других носителях. Очевидно, что предшественником селфи являлся автопортрет (портрет самого себя), который как жанр существовал в самых разных видах искусства — живописи, скульптуре, литературе, фотографии, кинематографии.

Еще в работах античного историка и биографа Плутарха (ок. 45 — ок. 127 вв.) упоминается изображение художником себя за работой. Так, он писал о скульпторе Фидии, который включил себя в качестве персонажа в одну из композиций. Одной из самых известных работ эпохи Возрождения считается автопортрет Леонардо Да Винчи (его авторство, однако, не доказано). Свои автопортреты создавали Рафаэль, Микеланджело, Ван Гог, среди абсолютных рекордсменов жанра — Фрида Кало и ее 55 автопортретов, Рембрандт, написавший около 70 (!) своих портретов. Как и у современных селфи, которые в последние годы ругают за экстремальность и риск для жизни, у автопортретов были здоровые и болезненные типы, которые сегодня позволяют ученым исследовать психическое состояние художников, прослеживать отклонения, основываясь на их картинах. 

Рембрандт, автопортрет

Автопортрет Леонардо Да ВинчиРафаэль, автопортрет

С развитием фотоискусства появилось и новое воплощение жанра автопортрета — фотография. Всемирную известность получил снимок Елиазара Лангмана, который сфотографировал себя на зеркальной поверхности никелированного чайника. Одним из самых известных российских «селфи» стал автопортрет дочери Николая II княжны Анастасии, которая в 1913 году сфотографировала себя в зеркало на Kodak Brownie. Не сомневаюсь, что многие из нас тоже пробовали сделать фото на вытянутой руке или в зеркало. В 1950-х годах для фотоаппаратов был изобретен новый механизм — функция автоспуска, еще один шаг на пути к современному селфи. А в 1980-х японец Хироси Уэда даже изобрел палку для селфи, правда тогда ее не оценили, и изобретение ушло в забвение.

Людям необходима живая самоидентификация

Сегодня же палка для селфи приходится как никогда к месту, а сам жанр современного автопортрета стал дико популярным и распространенным. Объясняется это качественно новой действительностью и современной цифровой культурой, в которой огромную роль играют социальные сети. Сегодня, когда информационное поле бесконечно расширяется, стирает границы, присваивая живым людям пин-, штрих- и прочие коды, наводняя сознание все новыми и новыми цифровыми деталями, люди особенно остро ощущают необходимость в живой самоидентификации.

Стремление зафиксировать свою инаковость приводит к тому, что мир становится более индивидуализирован. Исследователи феномена отмечают, что в фото самих себя выражается стремление людей остановить момент, показать — я здесь и занимаюсь вот этим — рассказать о том, что я существую, что я чего-то стою, продемонстрировать миру свое состояние души, свои достоинства. Да и технически сегодня сделать это — дело пары минут.

В результате явление современного автопортрета исследуют психологи, на нем зарабатывают деньги. Так, недавно открылась первая в мире виртуальная школа селфи, где обучают, как правильно делать красивые фото. Говорят, что курс уже прошли многие звезды шоу-бизнеса. В Италии этим летом презентовали первый номер иллюстрированного журнала Selfie, который учит читателей делать красивые и креативные кадры и отмечает, что главная цель издания — помочь людям выделиться из толпы. Палка для селфи, по версии журнала Time, стала одним из главных изобретений по итогам прошлого года. А специалисты City University of New York проводят целые исследования по демографии, позам и выражениям людей, которые делают автопортреты.

Сама по себе информативность селфи-снимка порой бывает настолько высока, что многие новостные издания берут его в качестве первоисточника, фотофакта. Таким образом, безотносительно рода своей деятельности люди, сделавшие селфи, вносят вклад в технический прогресс, главной целью которого всегда было сокращение скорости предоставления информации. Уже сейчас очевидно, что феномен сыграет небывалую роль не только в медийной сфере и в целом в культуре, но и в истории — благодаря селфи поколение миллениума станет самым задокументированным, потомки будут знать нас в лицо.

Селфи — инструмент для моделирования себя и действительности вокруг

Прием, естественно, взяли на заметку те, кто в силу своей профессиональной деятельности постоянно борется за популярность — публичные люди, от политиков до актеров и представителей шоу-бизнеса. Я сам с удовольствием делаю селфи со зрителями на масштабных концертах — таким образом фиксирую те невероятные эмоции, которыми мы с публикой заряжаем друг друга. В свою очередь моим зрителям также всегда приятно стать героями этих кадров, для них это тоже уникальный шанс зафиксировать особый в их жизни момент, отметить свою причастность к чему-то глобальному и приятному.

В сентябре американский журнал Interview, основанный Энди Уорхолом, выпустил сразу 8 обложек нового номера с автопортретами звезд, которые они сами сделали на телефон. В проекте приняли участие Дженнифер Лопес, Ким Кардашьян, Виктория Бекхэм, Мадонна, Селена Гомес, Майли Сайрус, Зейн Малик (One Direction) и фотограф Мерт Алас (участник Mert&Markus). Каждый сделал фото в своем любимом стиле, особых требований редакция не предъявляла. Как отметил главный редактор журнала Кит Поллок: «Мы предоставили каждому из них возможность создать что-то сильное, очень личное. Выразить себя. Мы были не против, чтобы они нарушали границы, хотя это не было главной целью. Нам хотелось, чтобы наши герои показали себя такими, какими видят себя и хотят, чтобы их видели другие». В этом отношении автопортрет — действительно уникальный инструмент для моделирования себя и действительности вокруг себя.

Ким Кардашьян на обложке журнала InterviewСелфи Мадонны для обложки Interview

Наша проблема не селфи, а идиоты

Таким образом, селфи изначально было предсказуемым, технически и психологически обусловленным явлением действительности. И лишь в последнее время получило статус общественной проблемы. Классифицировав популярность феномена как эпидемию, мы уже создали психологическую службу помощи селфизависимым, МВД России разработало памятку, как правильно и безопасно фотографировать себя на телефон, ряд учреждений в мире приняли антиселфистские меры. Так, делать селфи в этом году запретил Каннский фестиваль (фото задерживали церемонию), с палкой для фото больше не пускают на трибуны Уимблдона, на территорию Колизея, Версаля. В поисках оригинального фото люди перестали чувствовать не только этическую черту, своей страстью порой мешая окружающим в общественных местах, но и грань опасности — рискуя собственными жизнями ради удачного кадра.

Но виноваты ли в этом селфи? Если в Версальском дворце человек выставляют палку, мешая другим посетителям осматривать красоты резиденции французских королей, это не проблема селфи. Это проблема воспитания отдельного человека и его чувства уважения к другим. Если он фотографирует себя на обрыве пропасти или на крыше несущегося поезда, так это тоже не проблема технического прогресса или цифрового общества. В нашей стране всегда во всех школах преподавали курс «Основы безопасности жизнедеятельности», и во всех вузах были кафедры охраны труда, где доходчиво объясняли элементарные правила поведения для сохранения жизни и здоровья. И если человек их сознательно игнорирует, то это не потому что он любит селфи, а потому что он идиот.

На фоне всеобщих споров об опасности селфи и его риске для жизни такую точку зрения можно назвать циничной. Но иногда для решения раздутых общественных проблем достаточно только включить голову и оглянуться на свое воспитание и культуру. В конце концов, и просто по улицам ходить опасно. Можно споткнуться и нос разбить.

Текст:
HELLO.RU

Фото: Архив пресс-служб

Источник